Средиземье – это экспозиция не литературная, а про региональную литературу как явление, это экспозиция не краеведческая, а про краеведение. «Средиземье» находится в метапозиции по отношению к одному и другому.
Экспозиция исходит из сложного отношения между пространством, ландшафтом и текстом об этом пространстве.
Экспозиция предполагает безличностное («безавторское») отношение к тексту. У текста нет иерархии, нет градации художественного и нехудожественного, нет градации качества художественного текста, нет способов измерения качества (публикации, членство в союзах, общественное признание), в будущей экспозиции заметка в личном журнале, дневнике, известный роман, словарное описание, выдержка из научной статьи, детский комментарий, — приравнены.
И в этом неиерархизированном объеме текста, объеме букв, выделены основные повторяющиеся образы времени и пространства. Точнее, образы времени, «запакованные», в пространственный образ, в мифологему. Например, образ, названный «Славное море» пространственно привязан к озеру Байкал, но озеро как текст транслирует образы определенного времени. Древность озера, уникальность, порождает условно (и безусловно) «древний текст», актуализирует самую древнюю форму мифа — объяснительную, этиологическую, актуализирует археологический и этнографический текст. Важно, что это не только актуализация, «воспоминание», это живой активный процесс сегодня и в любое другое время. По той же логике выделены остальные разделы — «Старый город», «Новый город», «Тайга». Каждый из них (из пространственных образов) имеет привязку ко времени и актуализирует свой тип мифа и текста вообще. В описании разделов это будет раскрыто подробнее.